Замена масла в АКПП

Двигатель — это не единственный агрегат современного автомобиля, которому для функционирования требуется качественное масло. Масло для коробки передач также является жизненно необходимым. Оно создаёт рабочее давление внутри агрегата, обеспечивает плавное переключение передач и снижает трение.

Специалисты автосервисов «Сибаль-Авто» подготовили материал с ответами на самые популярные вопросы о замене масла в АКПП. Поэтому здесь и далее по тексту, говоря о масле, мы будем иметь ввиду специальную разновидность автомобильных масел — ATF (Automatic Transmission Fluid — жидкость для автоматических коробок передач).

Нужно ли менять масло в АКПП?

Среди автовладельцев распространены абсолютно противоположные мнения о необходимости замены масла в АКПП. Наиболее популярная версия — замена масла в АКПП не требуется. Отчасти существованию этой легенды способствуют производители автомобилей. Прямое указание на потребность автомобиля в замене масла не встретишь ни в инструкции по эксплуатации ни в сервисной книжке.

В тоже время, если обратиться к профессиональным сервисным справочникам, то в большинстве случаев можно обнаружить не только детальное описание процедуры замены масла в АКПП автомобиля, но и множество различных уточняющих рекомендаций. Получается, что менять масло в коробке передач всё же нужно!

Если идти дальше в своих рассуждениях, то осознать необходимость замены масла в АКПП можно самостоятельно. Выделим несколько факторов «ЗА» процедуру замены:

  • Старое масло содержит больше количество продуктов износа. Трущиеся детали служат источником появления частиц металлической пыли, микростружек. Масло в процессе работы смывает эти продукты износа с поверхностей, но они никуда не исчезают их коробки. Более крупные частицы улавливаются фильтром АКПП, а мелкие остаются в масляной смеси;
  • Со временем масло теряет свои свойства. Чередование циклов нагрева и охлаждения, особенно в зимний период времени, ведёт к к ухудшению и неизбежной потере многих качеств — текучести, гидрофобности, сопротивления окислению. Отработанное масло в коробке с трудом выполняет свою функцию и не создаёт на поверхности деталей защитную плёнку;
  • Масло плохо справляется с отведением тепла. Кроме снижения трения масло в АКПП ещё предназначено для отвода тепла от внутренних элементов коробки передач. Из-за большого количества загрязняющих частиц, снижения текучести и повышения вязкости отвод тепла в значительной степени сокращается — это в несколько раз ускоряет процесс износа деталей АКПП.

Когда менять масло в АКПП?

Хорошая новость для автовладельцев в том, что замена масла в АКПП не ежегодная процедура. В отличие от двигателя, которому замена масла требуется один или два раза в год (в зависимости от добросовестности владельца авто), автоматическая коробка передач может проходить порядка 90-100 тыс.км. пробега в состоянии заводской заправки. Конечно, возможны отступления от этого интервала как в меньшую, так и в большую сторону.

О необходимости замены масла в АКПП может говорить появление «тычков» в процессе движения автомобиля. Ещё несколько характерных признаков мы описали в разделе о ремонте КПП — ссылка на него расположена в конце статьи.

Как менять масло в АКПП?

Производители автомобилей на страницах инструкций и сервисных книжек совершенно не зря умалчивают о деталях процедуры по замене масла в АКПП. Проведение процедуры замены масла в АКПП в неподходящих условиях, без специального оснащения и инструментов не рекомендуется. Гораздо быстрее, надёжнее и эффективнее проделать всё операции в условиях автосервиса и только при соблюдении всех технических рекомендаций производителя. Замена масла в АКПП производится в аппаратном либо в ручном режиме.

maslo-akpp-1Аппаратная замена масла производится путём подключения к специальным технологическим отверстиям в АКПП, предназначенным для залива / слива масла. В процессе работы аппарата масло подаётся под сильным давлением, что способствует полному выведению отработанного масла. Есть мнение, что на автомобилях с пробегом производить аппаратную замену масла не рекомендуется — повышенное давление может спровоцировать появление крупных частиц износа, что приведёт к быстрому выходу АКПП из строя. Специального исследования на эту тему не проводилось, поэтому каждый автовладелец склонен самостоятельно принимать решение по использованию процедуры.

Ручная замена масла проходит также через специальные технологические отверстия, но масло вытекает без нагнетания избыточного давления. Этот метод замены считается более бережным в техническом плане, но является более трудозатратным.

Какое масло лить в АКПП?

К выбору масла для АКПП нужно подходить, наверное, даже более ответственно, чем к выбору моторного масла. Хотя и там есть свои технические тонкости.

Тип используемого масла можно обнаружить в оригинальном каталоге запчастей для вашего автомобиля. Масло для АКПП подбирается в точном соответствии с рекомендациями производителя. Причём зачастую требуется соответствие не только определённых заводом допусков, но даже соответствие производителя. Бывают, что масло, заливаемое на заводе в АКПП, снимается с производства. В этом случае техническая документация, как правило, содержит указание о допустимости замены той или иной марки масла.

При полной замене масла или капитальном ремонте КПП риск применения неправильного масла незначительно снижен, т.к. новое масло заливается в пустую коробку передач. Но при частичной замене масла, например при ручном способе, ошибка в подборе масла может привести к полной неработоспособности и скорому выходу из строя всего агрегата.

Сколько масла лить в АКПП?

Полный объём масла, заливаемый в АКПП на заводе указан в технической документации по проведению процедуры. Найти достоверную информацию на просторах интернета не так просто, в процессе поиска натыкаешься только на видеоролики «гаражных» профессионалов.

Самый быстрый способ получить необходимые данные — это запрос в автосервис. Как правило, автосервисы располагают достоверной информацией на этот счёт. Мастера СТО быстро поднимут необходимую документацию и сообщат полный объём масла в АКПП, количество циклов замены масла и его расходе на каждый цикл.

Следует учесть, что при частичной замене масла выход масла составляет порядка 50-70%. За счёт обновления масляной смеси происходит улучшение работы АКПП, но для более полного замещения процедуру замены масла рекомендуется повторить через 500-1000км. пробега. Если переходить на цифры, то, при объёме АКПП в 7 литров, для первого этапа замены масла потребуется порядка 3-4 литров масла и столько же для второго этапа. После проведения полного цикла замены масла ваш автомобиль снова будет готов к длительной эксплуатации.

Что бывает если не менять масло в АКПП?

Дополнительно о признаках неисправности коробки передач вы можете прочитать в разделе о ремонте КПП.